Италия, Лацио. Цистерцианский монастырь Фоссанова
Цистерцианский монастырь Фоссанова (Abbazia di Fossanova) расположен в итальянском регионе Лацио, в муниципалитете Приверно, в 5 километрах к югу от центра города, в провинции Латина. Комплекс возник в конце 12 века в результате преобразования ранее существовавшего бенедиктинского монастыря, возможно, датируемого шестым веком.
Основная часть монастырского комплекса построена в 1163 — 1208 годах. Монастырь является прекрасным примером ранней итальянской готики, точнее, видимой формы перехода от романского искусства к готическому, и считается одним из самых грандиозных монастырских комплексов Италии.
Базилика монастыря Фоссанова отличается суровым величием. Фасад оживляет только 24-лучевая роза и портал, да и те добавлены чуть позже — в 1220-х годах. Фасаду должен был предшествовать портик, но по каким-то причинам его так и не построили, остались только следы мощных арок.
Храм разделен на три нефа, пространство перпендикулярно пересекается трансептом, образуя крест.
Интерьер храма оголен согласно суровым традициям цистерцианских монахов. Но на стенах местами можно увидеть остатки фресок. Особенно рассматривать в базилике поэтому нечего.
Монастырь стоит на месте античной виллы (сохранились руины бань, которые можно увидеть). В 6 веке здесь обосновались бенедиктинцы, а в 1134 году опустевшую обитель папа Иннокентий II передал цистерцианцам.
Кстати, в Фоссанове с 1935 года живут не цистерцианцы, а францисканцы.
На территории монастыря довольно много построек, в которые, кажется, можно войти. У нас, как обычно, времени было немного.
На территории комплекса располагается небольшой, но великолепно оформленный интересный музей.
Музей воссоздает моменты средневековой жизни в уникальной, величественной обстановке цистерцианского гостевого дома. Экспозиция включает предметы мебели, погребальные предметы и драгоценные скульптурные элементы оригинального литургического убранства, которые вместе с картинами в византийском стиле украшали пресвитерий и алтарь христианской базилики. Представлены также предметы, иллюстрирующие повседневную жизнь монахов, и материалы археологических раскопок.
В 1874 году аббатство Фоссанова в Лацио признали национальным достоянием, что способствовало его сохранению в виде, близком к первозданному.
«Fossa nova» в переводе с итальянского означает «новая яма или канава». В эпоху раннего средневековья аббатство находилось в пределах заболоченной территории, где свирепствовала малярия, и получило свое название благодаря канавам, вырытым монахами для осушения земель и отвода зараженных вод.
Фоссанова — это маленький городок: базилика, клуатр и жилые помещения монахов, хозяйственные постройки — мастерские, склады, конюшни и т.д., гостиницы для паломников, две больницы — для монахов (внутри монастыря) и для лаиков и пилигримов. (Братья-лаики — это члены общины, не принимавшие обетов, но участвовавшие в совместных монашеских богослужениях.)
Раньше все это было обнесено высокими стенами, от которых остались ворота.
В одном из помещений аббатства продаются продукты, произведенные монахами. Местные вина известны по всему региону.
Самое интересное строение монастыря — клуатр, сооруженный между 1163 и 1208 годами. По цистерцианскому обычаю клуатр аскетически строг, чтобы ничто не отвлекало от благочестивых размышлений.
Только южная галерея клуатра не выглядит столь уж аскетично со своими изысканными витыми колоннами. Эту галерею перестраивали в 1220-х годах и на украшения не поскупились. Просто дворцовый стиль!
Маски на потолке в арках наверняка имели определенный смысл.
В северо-восточном углу клуатра находится Порта Моначи — «монашеские врата», именно через них монахи входили в церковь. Над вратами — плохо сохранившаяся фреска 14 века, изображающая Богоматерь с предстоящими мученицами Луцией и Аполлонией.
Беседка под крышей перед трапезной называется лаваторий (умывальник). Здесь монахи могли вымыть руки и лицо, побриться и выбрить тонзуру.
В монастыре имеется еще одно помещение для полных омовений, туда посетителей не допускают.
Во внутреннем дворе клиатра — уютный ухоженный садик с пальмами и апельсиновыми деревьями. Это реально место для отшельничества и уединения, мыслей и молитв. Здесь очень хорошо думается «о вечном». Только времени на это, как всегда нет. Все бегом… А здесь очень хотелось задержаться и побродить неспешно.
За время нашего нахождения в монастыре мы не встретили ни одного монаха, хотя монастырь по-прежнему действующий.
Зал капитула выглядит роскошно. Здесь ежедневно собирались монахи для обсуждения текущих дел.
Зал в четком готическом стиле с двумя нефами разделен на шесть пролетов, покрыт ребристыми крестообразными сводами и поддерживается двумя так называемыми фасциальными колоннами, потому что они образованы пучком колонн.
Фоссанова — это место кончины Святого Фомы Аквинского, выдающегося философа и теолога 13 века, «самого ученого из Святых и самого Святого из ученых». Он остановился здесь по пути в Лион и скончался.
На втором этаже, куда надо подняться по узкой лестнице, находится келья, где умер Святой Фома, теперь преобразованная в часовню.
На алтаре, переделанном настоятелем кардиналом Франческо Барберини, находится барельеф, изображающий смерть Святого. Учитель на смертном ложе до последней минуты растолковывал монахам тринитарный догмат.
Часть помещений в монастыре закрыта от посещения. При наличии времени можно посетить рефекторий — братскую трапезную, ныне переоборудованную в церковь и бывшую больницу, в которой умер Святой Фома Аквинский. В рефектории — стеклянный пол, через который можно увидеть руины античной виллы. В лазарете есть комната, где жил, молился и медитировал Святой Фома Аквинский в последние дни своей жизни.
В аббатстве Фоссанова регулярно проходят службы и различные религиозные мероприятия. Здесь также проводятся выставки и литургические чтения.