Италия, Рим. Базилика Сан-Пьетро в Винколи
Базилика Сан-Пьетро в Винколи (Basilica di San Pietro in Vincoli), что означает «Святой Петр в Веригах» — одна из семи больших паломнических базилик Рима, построенная для хранения вериг (цепей) Святого Петра.
Церковь Сан Пьетро в Винколи возвели в 440 году на средства императрицы Евдоксии. Супруга императора Феодосия II славилась благочестием, собирала христианские святыни и вошла в историю как «Вторая Елена». Вериги Святого Петра были преподнесены ей в дар. Первоначально этот храм был назван в честь Евдоксии, но это название вскоре забылось.
Трехнефная базилика затерялась на улочках неподалеку от Колизея. Крыльцо храма построено по проекту Бачо Понелли (Baccio Ponelli), оно состоит из пяти арок, опирающихся на шесть восьмигранных колонн. На массивных бронзовых воротах можно увидеть герб Папы Юлия II. Фасад был выполнен в 1475 году во время реконструкции, а дворик перед храмом – несколькими годами позже.
После завершения строительства в стенах нового храма произошло чудо. В руках папы Льва I римские цепи, которыми сковывали Святого перед казнью, соединились с иерусалимскими, которыми он был скован ранее, в 42 году н.э. в Иерусалиме.
Вериги Святого Петра хранятся под алтарем в бронзовой позолоченной раке со стеклянными стенками, созданной по проекту Андрея Барлуцци.
Считается, что эти вериги исцеляют от болезней. Ежегодно 29 января их выставляют на всеобщее обозрение для поклонения. Цепи чуть меньше двух метров в длину, на одном конце расположено фиксирующее кольцо.
Первоначально здание базилики имело 61 метров в длину и 29 метров в ширину. Храм много раз перестраивали. 20 колонн, которые разделяют неф, сохранились от античной постройки. 17 веке были проведены глобальные реставрационные работы внутри храма, затем работу продолжили в 1875 году.
В одном из алтарей собора находится мозаичная икона Святого Себастьяна (VII век н.э.). Предположительно, это фрагмент византийской мозаики одной из римских церквей.
В капелле слева от входа хранится картина Помаранчо «Снятие с креста».
Апсида и купол базилики Сан-Пьетро в Винколи расписаны фресками художником-маньеристом Якопо Коппи в 1577 году.
Орган установлен необычно высоко на стене. Почему так редко можно услышать звучание органа в соборах?
В наши дни благочестивых паломников, поклоняющихся цепям Святого Петра, немного. Основная масса посетителей приходят в храм Сан-Пьетро в Винколи увидеть гробницу могущественного папы Юлия II, созданную по проекту Микеланджело Буонаротти. Великий мастер работал над гробницей около 40 лет (1505-1542), параллельно занимаясь росписью потолка Сикстинской капеллы. Микеланджело предложил 6 различных проектов гробницы, но так окончательно и не завершил работу. Первоначальный проект гробницы предусматривал 40 скульптур, установленных на трёх уровнях.
Микеланджело написал такие поэтические строки:
Кто создал все, тот сотворил и части.
И после, выбрав лучшую из них,
Чтоб здесь явить вам чудо дел своих
Достойное великой власти…
Здесь находятся знаменитая статуя Моисея с рожками, символизирующими лучи света, исходящие от головы пророка. Моисей изображен сидящим на троне после спуска с горы Синай. Он держит в руках заповеди. Скульптура получилась настолько натуральной, что Микеланджело стукнул ее молотком по колену, спрашивая, почему она не говорит. Эту вмятину можно увидеть и сегодня.
Справа от Моисея – статуя Рахили со сложенными руками, она олицетворяет жизнь созерцательную. Слева – сестра Рахили Лия с зеркалом в одной руке и цветочной гирляндой в другой, символизирует жизнь деятельную. Статуи Лии и Рахили исполнены учеником Микланджело Раффаэлло да Монтелупо.
Для гробницы Юлия II Микеланджело создал еще статуи рабов, которые, к сожалению, были вывезены из Рима. Две из них — «Связанный раб» и «Умирающий раб» сейчас находятся в Париже, в Лувре, а статуи «Молодой раб», «Атлант», «Бородатый раб» и «Пробуждающийся раб» — в Музее Академии во Флоренции.
Около гробницы всегда толпятся посетители. Будьте осторожны! Среди них могу оказаться воры-карманники, которые приходят в храм отнюдь не любоваться шедевром Микеланджело.
Значительный интерес посетителей базилики Сан-Пьетро в Винколи захоронение талантливого флорентийского художника и скульптора Антонио Полайоло. Он жил в XV веке и, чтобы создавать свои творения более реалистично, изучал анатомию. На его мраморной гробнице расположили пару скелетов, как напоминание о его интересах.
В храме также захоронены останки брата Антонио, тоже художника, Пьеро Полайоло, философа Мариано Веккьярелли, братьев Маккавеев. На могиле кардинала Синдзи Пассери Альдобрандини установлена скульптура, изображающая аллегорический скелет смерти.
Адрес базилики Сан-Пьетро в Винколи в Риме: Piazza di San Pietro in Vincoli, 4/a. Можно быстро дойти пешком от станций метро Cavour или Colosseo, расположенных на линии В.