Италия, Болонья. Базилика Сан-Петронио
Огромная базилика Святого Петрония (San-Petronio) расположена на главной площади Болоньи Piazza Magiore. Главный собор Болоньи — шестая по величине базилика мира и 15 по величине католический храм мира. Именно за величину Сан-Петронио и называют главным собором города, кафедральным собором этот храм не является. Длина собора Сан-Петронио составляет 132 метра, ширина – 66 метров, высота внутренних сводов – 45 метров, высота незавершенного фасада – 51 метр.
Довелось однажды в ясную ночь увидеть панораму центра Болоньи из иллюминатора самолета. Базилика Сан-Петронио казалась невероятно огромной. Интересно, но и когда находишься рядом с базиликой вечером, она кажется больше, чем днем.
Первый камень в основание собора Сан-Петронио лег в 1390 году. Для руководства строительством амбициозного храма был приглашен архитектор Антонио ди Винченцо. Чтобы высвободить место в центре города, в Болонье снесли 8 церквей и несколько башен. В соборе были запланированы 8 капелл, которые назвали в честь снесенных храмов, всего капелл 22. Над 11 капеллой справа — колокольная башня, возведенная в 1481-1495 годах. На башне 4 колокола, как предписывают традиции Болоньи.
Первоначальный проект базилики по своим размерам и роскоши превосходил храм Святого Петра в Ватикане. Ватикану идея не понравилась, Папа Пий IV издал в 1562 году особое распоряжение, в котором откорректировал размеры и отделку будущего храма в меньшую сторону.
Собор в готическом стиле строили невероятно долго. В 1401 году не стало Антонио ди Винченцо, работы после его смерти продолжались по созданной им миниатюрной модели храма. К 1479 году был закончен фасад Сан-Петронио, однако его отделка розовыми сортами мрамора не была закончена никогда. Попытки закончить фасад по имеющимся рисункам и чертежам предпринимались даже в 20 веке.
История строительства собора Сан-Петронио полна нелицеприятных историй о краже материалов и растрате средств налево. Отчасти по причине постоянного недостатка средств проект неоднократно упрощали. В результате в 1663 году строительство было завершено. Антонио ди Винченцо скорее всего не узнал бы свое детище… Запланированный грандиозный купол так и не был построен. Базилика Сан-Петронио стала самым поздним готическим храмом Италии.
Базилика посвящена Святому покровителю Болоньи, Святому Петронию, который был епископом в V веке. Интересный факт — строительство базилики не было церковным проектом, она строилась как символ величия коммунальной власти Болоньи. Статуя Святого Петрония в Болонье находится у основания падающих башен, а не около базилики.
Храм официально перешел в ведение церкви лишь в 1929 году, хотя в соборе проходили различные мероприятия, в том числе в 1530 году здесь была проведена коронация императора Карла V. Официальное освящение базилики Сан-Петронио в Болонье состоялось в октябре 1954 года, когда уже начались масштабные работы по реставрации храма, идущие непрерывно и по сей день. Совсем недавно был отреставрирован фасад, сейчас в лесах задняя часть храма, откуда производится подъем на смотровую площадку. В 2000 году в базилику Сан-Петронио были перенесены останки Святого Петронио, ранее захороненные в комплексе Санто Стефано.
Вход в базилику Сан-Петронио украшают скульптуры Якопо делла Кверча на темы 15 сюжетов из Нового и Ветхого заветов.
Богоматерь портала собора Сан-Петронио работы делла Кверча великий Микеланджело назвал самой прекрасной Богоматерью 15 века.
Вход в Базилику Сан-Петронио бесплатный, но за право фотографировать в соборе надо заплатить. Наличие стикера, который надо приклеить на видное место, проверяют многочисленные сотрудники охраны. В соборе их всегда очень много. Те, кто не поленится дочитать заметку до конца, узнают, почему.
Интерьер собора Сан-Петронио выдержан в белых и красных тонах — цветах герба города Болоньи. В соборе достаточно темно, небольшие оконца не обеспечивают достаточной освещенности, поэтому добавлено электрическое освещение даже днем.
Стрельчатый готический свод появился в базилике в самые последние годы строительства, окончательно своды так и не были закончены.
Собор Сан-Петронио наполнен прекрасными произведениями искусства, над которыми в разное время работали знаменитые мастера. Но по проекту шедевров здесь должно было быть намного больше.
22 часовни собора Сан-Петронио отличаются по стилям и пышности убранства. Часовни были декорированы в 15-16 веках, отделка многих не завершена. В одной из них — роскошной капелле Святого Аббондио Папа Клемент VII короновал императора Карла V.
Пол перед входом в капеллу — тоже произведение искусства.
В базилике Сан-Петронио сохранились два старинных действующих органа. Один из них – орган Лоренцо из Прато — старейший в мире из сохранившихся органов.
В центральной части собора расположен неф с балдахином.
В 1575-76 годах в соборе работал математик и астроном Игнацио Данти. Полумрак огромного собора создавал идеальные условия для работы ученого. В своде базилики было сделано окно, проходя через которое, солнечный луч оставлял след на полу. Данти проводил здесь исследования движения Солнца, будучи уверенным в том, что Земля является центром мироздания. В 1655 году астроном Джованни Доменико Кассини продолжил исследования. Световое окно было перенесено выше, а на полу был нанесен маршрут следования солнечного луча, который был в 2,5 раза длиннее, чем у Данти.
Латунный меридиан, с невероятной точностью рассчитанный Кассини, является сегодня главной достопримечательностью базилики Сан-Петронио в Болонье. Длина линии меридиана составляет 67,72 метра, ровно 600000 часть от земного меридиана. Это самый длинный меридиан в мире. Меридиан также являет собой солнечный календарь, когда солнечный свет попадает на него, можно определить месяц и день.
Меридиан был реставрирован в 1925 году с подтверждением точности конструкции. В дни солнцестояния видно, что расположение солнечного луча не соответствует кругам, начерченным по краям линии Меридиана. Это эффект изменения наклонности эклиптики Солнца. Разница будет увеличиваться до 11250 года, а затем вернется к знакам, нанесенным на полу Базилики, к 18200 году.
И еще одна очень известная достопримечательность базилики Сан-Петронио в Болонье — скандальная фреска Джованни да Модена «Ад», созданная в 1410-12 годах. Фреска находится в четвертой левой капелле, вход в нее оплачивается. За 3 евро посетителям выдается аудиогид на нескольких языках. Когда есть посетители, в капелле включают свет. Остальные посетители собора могут увидеть фреску издалека, как бы сбоку. В самой капелле фотографировать не разрешают.
Фреска иллюстрирует 28 песнь из Божественной Комедии Данте. В том числе на фреске изображен Пророк Магомет, терзаемый дьяволами. Данте пишет: «Vedi come storpiato è Maometto!» (Смотри, как искалечен Магомет).
По вполне понятным причинам фреска является объектом повышенного внимания богословов и исламистских террористов, которые неоднократно планировали взорвать базилику Сан-Петронио. Споры среди служителей церкви и политиков не прекращаются. Официальный ответ Ватикана по этому вопросу дал кардинал Эрнесто Веккьи: «Фреска не оскорбляет наших братьев мусульман. Она не против Ислама. Невозможно интерпретировать произведение искусства датированное 1400 с современной точки зрения.»