Италия. Часовая башня Святого Марка в Венеции
Часовая башня Святого Марка в Венеции (Torre dell’orologio) — одно из самых известных строений города на воде. Башня и часы хорошо видны из лагуны и призваны демонстрировать прибывающим кораблям богатство и славу Венеции. Часы уже 500 лет являются официальными часами Венеции и по-прежнему показывают точное время. Часы являют собой настоящее произведение искусства.
Решение о строительстве Часовой башни в Венеции было принято в 1490 году, когда старые часы, установленные на углу церкви, пришли в плачевное состояние. Для тех времен такой проект был настоящим архитектурным шедевром, даже для такого богатого города, как Венеция. На украшение башни и часов не пожалели средств, в отделке использованы ультрамарин и сусальное золото. Над строительством башни Святого Марка работали два мастера — Джан-Карло и Джан-Паоло Раньери, родом из итальянского городка Реджо-Эмилия.
В 1506 году для большей устойчивости Часовой башни с двух сторон здания были пристроены флигели. В дальнейшем облик башни неоднократно менялся, ее реконструировали, а флигели перестраивали.
Торжественное открытие башни Святого Марка с часами состоялось 1 февраля 1499 года. Венецианский историк Марино Санудо написал в своем дневнике, что часы были помпезно представлены взорам публики в первый раз, когда дож направлялся на вечерню в церковь Санта-Мария Формоза.
Полностью все работы, связанные с башней и часами, были завершены только в 1757 году. Позже неоднократно проводились корректировки и реставрационные работы. Инженерные решения создателей по-прежнему поражают своей сложностью.
На террасе на вершине башни находятся две большие бронзовые статуи, которые бьют в колокол. Статуи высотой 2,5 метра представляют собой пастухов, одетых в овечьи шкуры. Старик с бородой и юноша аллегорически демонстрируют течение времени. Статуи часовой башни часто называют маврами из-за темного налета на бронзе, изначально мавры были позолочены.
Исполины по очереди ударяют в колокол. Количество ударов каждого из мавров соответствуют показаниям времени на часах. Вначале бьет в колокол старик, символизируя уходящее прошлое — его удар на минуту опережает стрелки часов, приближающиеся к новому часу. Затем следует удар молота молодого мавра, этот звон на пару минут запаздывает после наступления нового часа. Дважды в сутки, в полдень и полночь, звучит Мередиана (Meridiana) – механическая мелодия в 132 удара.
Имя скульптора, создавшего бронзовые скульптуры, точно не известно. Статуи были отлиты из бронзы Амброджо делле Анкоре в 1494 году. Колокол с позолоченным навершием был отлит в Арсенале в 1497 году и подписан мастером Симеоне.
Астрономические часы на фасаде башни имеют два циферблата — на южной и северной сторонах. Оба циферблата имеют сегментарную разбивку на двадцать четыре деления, отсчет времени начинается от вечерней католической молитвы.
Южный парадный циферблат, выходящий на площадь Святого Марка, оснащен несколькими последовательно изменяющими свои позиции концентрическими сферами. Непосредственно циферблат имеет конструкцию из трех компонентов: двух движущихся внутренних, и статичного внешнего. Неподвижная внешняя окружность, с выгравированной римскими цифрами от I до XXIIII, выполнена из белого мрамора. Золоченая стрелка с изображением Солнца плавно движется по мраморным делениям.
Внутри неподвижной окружности белого цвета расположены подвижные составляющие ультрамаринового циферблата с золотыми деталями, изображающими знаки зодиака, звезды и Луну. Чтобы определить какой из двенадцати символов зодиакального круга активен в настоящее время, достаточно посмотреть, какой из них находится в данный момент под изображением Солнца со стрелкой. Можно также определить положение Луны и нахождение ее в зодиакальном знаке.
Северный циферблат также окружен мраморным ободом с обозначенными на нем 24 часами, только в два ряда по 12 часов каждый. Солнечная стрелка, указывающая время, является единственным движущимся элементом этого циферблата.
Эти часы видны людям, идущим по улице Merceria dell’Orologio к площади Сан-Марко.
Над часами в окошках справа и слева от позолоченной статуи Богородицы с Младенцем расположены барабаны с цифрами на эффектном синем фоне. Римские цифры в левом оконном проеме показывают часы, а арабскими цифрами в правом окне обозначены минуты, сменяются они каждые пять минут.
Дважды в год, на Богоявление (6 января) и на Вознесение (в четверг на 40-й день после Пасхи) из небольшого дверного проема появляются три волхва, которых ведет ангел с трубой. Процессия механического кукольного театра шествием проходит по галерее, преклоняясь перед Божией Матерью и Младенцем, прежде чем скрыться в другой двери. Это случается только два раза в год, в Крещение (6 января) и в День Вознесения (40 дней после пасхального воскресенья).
Выше на голубом фоне с золотыми звездами стоит крылатый лев с открытой книгой — символ Венеции. Крылатый лев символизирует евангелиста Святого Марка, держащего раскрытую Библию. Лапа на раскрытом Евангелии символизирует миролюбие. Изначально, рядом со львом находилась статуя дожа Агостино Барбариго (правил в 1486-1501гг., стоящего на коленях перед львом, но в 1797 году, после того, как город сдался Наполеону, статуя была убрана французами и утрачена навсегда.
Под циферблатом находится арка, за которой начинается торговая улица Merceria dell’Orologio (Галантерея часов).
Посетить венецианскую Часовую башню можно только с экскурсией. В башню пускают группы не более 12 человек 4 раза в день. Забронировать экскурсию нужно заранее на сайте torreorologio.visitmuve.it. Экскурсии проводятся на итальянском, английском и французском языках. На русском языке экскурсий не бывает.
Посетители поднимаются в левый флигель башни через узкую дверцу в арке. Здесь находились жилые комнаты смотрителей башни. Далее в программе осмотр уникального часового механизма и подъем на террассу, где стоят бронзовые фигуры мавров. Терраса является великолепной смотровой площадкой. Время посещения Часовой башни рассчитано так, чтобы в момент ударов колокола рядом не оказалось людей. Звук колокола настолько сильный, что его слышно по всему городу.
Довольно странно, что такие красивые и уникальные часы в красивейшем городе мира за 500 лет не обросли ни красивыми легендами, ни поверьями…
Возможно, дело вот в чем. Между двумя гранитными колоннами — Святого Марка и Святого Теодора на прилегающей к площади Сан-Марко Пьяцетте находился эшафот. В последние минуты жизни осужденные на смерть отсюда видели, как стрелка часов на башне Святого Марка отсчитывает их последние мгновения жизни. Место у Венецианцев считается проклятым, между колоннами проходить считается очень плохой приметой.