Польша, Краков. Овеянный легендами Мариацкий собор
Мариацкий костел в Кракове называют самым красивым храмом Польши. Можно встретить другие варианты названия — Маряцкий, Марьяцкий, Марияцкий. Название костела происходит от имени Девы Марии, полное название храма — церковь Успения Пресвятой Девы Марии.
Первое здание Мариацкого костела было деревянным, затем в 1221-1222 годах была построена новая базилика, но она очень вскоре было уничтожена во время монголо-татарского нашествия.
О тех событиях ежечасно напоминают звуки трубы, доносящиеся с самой высокой башни. Мелодия состоит всего из пяти нот. Легенда гласит, что больше дежуривший в день нашествия татар воин не успел сыграть, пронзенный вражеской стрелой…
Трубач попеременно трубит хейнал в 4 стороны — с каждой стороны башни. (Слово «хейнал» означает «утро» в переводе с венгерского. Может венгерская принцесса Кинга ввела это слово в обращение в Польше?) Сначала мелодия играется на южную сторону, где находится королевский замок Вавель. Затем трубач трубит на Запад, в сторону ратуши для городских властей. Затем в сторону городских ворот, чтобы услышали стражники. Четвертый сигнал направляется в сторону пожарной охраны.
Между прочим, трубят с башни именно сотрудники Краковской пожарной охраны в форме с погонами и в фуражке. Заодно они осматривают город – не случился ли где пожар. На должность трубача Мариацкого костела существует конкурс, на который с 2015 года стали допускать и женщин.
Первый трубач появился на башне в 1392 году. В конце 18 века о традиции забыли и вновь возобновили ее в 1810 году. Даже время войн трубач продолжал трубить.
У легенды есть интересное продолжение. Старики говорили о том, что для того, чтобы вернуть независимость Польше, польский трубач должен протрубить с самого высокого минарета Самарканда (тогда столицы татаро-монгольского государства). В 1918 году в Самарканде поляк поднялся на минарет и протрубил свою песнь от начала и до конца. Вскоре после этого независимость Польши на самом деле была восстановлена.
В Самарканде есть своя легенда, местные старцы рассказывают, что очень давно воин из их народа совершил страшный грех — убил выстрелом из лука муэдзина из западной страны, когда тот звуками трубы призывал людей к молитве. С той поры возникло поверье: чтобы смыть грех, надо чтобы муэдзин-трубач из тех краев повторил свой прерванный призыв к молитве в Самарканде.
На фундаменте разрушенной татарами базилики в 1290 году в Кракове началось строительство нового костёла. В 15 веке Мариацкий костел был перестроен в готическом стиле. В XVIII веке интерьер костёла приобрел черты барокко, к зданию был пристроен притвор.
Сразу бросается в глаза, что башни Мариацкого собора имеют разную величину и конструкцию. Большая башня называется хейналица и имеет высоту 81 метр. Вторая башня имеет высоту 69 метров. Почему так? Точно уже никто не помнит. Сегодня уже и не понять, что правда, что вымысел в легендах, витающих вокруг башен Мариацкого собора.
Одна о любви и браке. Эта легенда гласит, что Мариацкий костел строили одновременно две семьи, представители древних родов. Чтобы избавиться от постоянно возникающих ссор семьи приняли решение породниться. Половина проблем в давние времена решалась за свадебным столом… Но, после свадьбы соревнование, тем не менее, продолжилось. Жена и муж руководили строительством башен собора независимо друг от друга. Хитрая (и темпераментная) молодая супруга так выматывала молодого мужа на брачном ложе по ночам, что днем он не имел сил на строительство. А молодая жена, напротив, была полна энергии после ночи любви. В результате, башня семьи жены оказалась выше, и ее семья получила превосходство. У этой легенды очень счастливый конец. Молодые так любили друг друга, и обе семьи так тому радовались, что споров и раздоров больше не возникало. В Кракове воцарился мир, и прекрасный собор был построен, хоть и с разными по высоте башнями.
Другая легенда не столь красива. Она рассказывает, что башни собора строили два брата. Тот, кто отличался меньшим талантом, убил другого и продолжил работу над своей башней (в музее в Суккенице даже хранится якобы тот самый нож). Разумеется, она оказалась выше и краше первой, которая осталась недостроенной. Но, когда башня была готова, горечь от потери брата заставила строителя броситься вниз с самой вершины башни. Жители Кракова решили оставить башни именно такими, как напоминание всем о том, что братские узы дороже любого жизненного успеха.
Историки, как всегда, пытаются убить очарование легенд фактами, они сообщают, что на самом деле северная башня была специально надстроена в 15 веке, чтобы служить дозорным пунктом. Для того, чтобы надстроить обе башни, просто не было денег.
На высокую башню можно подняться и даже увидеть трубача. До сих пор точно не посчитано число ступенек, ведущих на башню. Оно всегда у всех получается разным.
В 2000 году Мариацкий костел пережил глобальную внешнюю и внутреннюю реставрацию. Интересный факт – во время реставрации на костеле разрешили разместить коммерческую рекламу, что позволило заработать дополнительные средства на проведение работ.
С главной площади вход в костел для молящихся бесплатен. Смысла изображать глубоко верующего никакого, так как отсюда можно попасть только в заднюю часть храма, и весь собор увидеть невозможно.
Вход для туристов находится справа, он платный, отдельно оплачивается фотосъемка. Выдают стикер, который надо приклеить на видное место на одежде или на руку.
Справа от входа для туристов на фасаде расположены солнечные часы – еще одна известная достопримечательность Мариацкого костела. Установили эти часы в 1954 году взамен вконец одряхлевших, бывших здесь с XVII века. Часы помимо времени показывают дату. Солнечные часы выполнены в технике двухцветного «сграффито» мастером Тадеушем Пшипковским.
Техника «сграффито» знаменита очень большой стойкостью к воздействиям окружающей среды и времени. Работа очень трудоемкая и требует особой точности, мастер наносит несколько слоев штукатурки разных цветов, а затем создает рисунок, процарапывая слои штукатурки. Исправить ошибки практически невозможно.
Все входящие в Мариацкий собор невольно ахают, настолько красив храм внутри!
Туристы могут осмотреть основную часть собора, включая знаменитый деревянный алтарь, который в течение 12 лет скульптор Вита Стфоша (Wit Stwosz) вырезал вместе с учениками. Стоимость алтаря составила сумму, равную годовому бюджету Кракова в то время. За алтарём — роскошные витражи, созданные в 1370-1400 годах.
В Краковском Мариацком соборе невероятная роскошь повсюду, куда ни кинь взгляд.
Росписи костела выполнены художником Яном Матейкой. В Мариацком соборе немало религиозных картин кисти венецианских художников, в том числе работы Тьеполо.
Каждая деталь этого великолепного собора достойна отдельного рассказа и восхищения.
Мы провели в Мариацком костеле Кракова более часа, что заметила я только по электронным данным, когда обрабатывала фотографии. А там время пролетело совершенно незаметно!