Монтефалько. Фрески Гоццоли в церкви Сан-Франческо
Город вина и оливкового масла Монтефалько в Умбрии мы уже посещали. Но тогда умудрились не увидеть главную его достопримечательность, поэтому вернулись при первой же возможности.
В каждом таком старинном городе столько всего интересного, что можно смело возвращаться много раз. И просто вновь пройтись по старинным улочкам, и сделать новые открытия.
Повсюду на стенах домов в Умбрии металлические скобы, землетрясения тут нередки. Интересно, я нигде не могу найти информации про эти скобы. Используют их, похоже, с давних времен.
Уже знакомые улицы ведут к главной площади. На прогулки по переулкам в этот раз не отвлекаемся.
Белый круг на главной площади при ближайшем рассмотрении оказался розой ветров.
Бывшая церковь Святого Франциска ранее принадлежала одноименному монашескому ордену, а ныне превращена в музей Complesso museale di San Francesco. Комплекс открылся в 1990 году и включает небольшую пинакотеку, саму церковь и археологическую секцию, расположенную в крипте под главным алтарем.
В стоимость недешевого билета входит посещение целого списка музеев в Монтефалько и окрестных городах, в том числе пинакотеки в Спелло. Хороший коммерческий ход, конечно… Билет действителен 2 недели, но далеко не все планируют посещение других мест.
Пинакотека совсем небольшая, но интересная.
Запомнились 2 работы Франческо Меланцио (1460 — 1526), итальянского живописца эпохи Возрождения. Всю жизнь мастер прожил в небольшом городке в Умбрии. Всех своих Мадонн он написал с ликом любимой супруги. На картине слева Меланцио изобразил себя в образе молодого человека в красной шапочке.
Далее проходим непосредственно в церковь. Надо признать, фрески церкви Сан-Франческо впечатляют даже очень далеких от религиозной фресковой живописи посетителей.
Капелла Вознесения Богородицы. На своде изображены четыре пары Святых (евангелист и отец Церкви): Матфей и Амвросий Медиланский; Марк и Блаженный Иероним; Лука и Папа Григорий Великий; Иоанн Богослов и Блаженный Августин.
Часть фресок в церкви Сан-Франческо прекрасно сохранились (или прекрасно отреставрированы).
Ниша Святого Антония Падуанского с росписями Якопо ди Винчоло. Религиозный сюжет живописно изображает изгнание беса.
Большая фреска Перуджино, созданная в 1503 году, — одна из жемчужин церкви Сан-Франческо. В верхней части изображен благословляющий Бог Отец в окружении ангелов. В нижней часть — Поклонение волхвов.
Ниша Святого Андрея Тиберия из Ассизи.
Главное сокровище церкви Сан-Франческо — цикл фресок Беноццо Гоццоли о жизни Святого Франциска в апсиде, написанный в 1451-1452 годах.
Здесь можно провести не один час, разглядывая каждый отдельный сюжет.
Яркие фрески Гоццоли удивляют прорисовкой мелких деталей. Вероятно, мастеру помогали несколько помощников, иначе просто невозможно успеть, штукатурка сохнет достаточно быстро.
Капелла Святого Иеронима — еще одна фреска Беноццо Гоццоли в церкви Сан-Франческо. Центральная часть изображает Мадонну на Троне между Святыми, над рамкой — Святое Распятие. В верхней части — Христос Благословляющий между Ангелов и Святыми Себастьяном, Бернардино и Екатерины Александрийской.
В правой части изображен Святой Иероним, вынимающий занозу из лапы льва.
Запомнилась необычная картина кисти Франческо Меланцио из Монтефалько, изображающая Мадонну, отгоняющую черта от ребенка (Madonna del Soccorso).