Италия, Рим. Площадь Навона (Piazza Navona)
Пьяцца Навона (Piazza Navona) — площадь в Риме, считающаяся самой элегантной в столице Италии.
Говорят, что все дороги ведут в Рим. Так вот, все дороги в самом Риме ведут на пьяцца Навона. Проверено лично!
Площадь имеет форму прямоугольника, вытянувшегося с севера на юг. В I веке н.э. здесь располагался стадион Домициана (Stadio di Domiziano), на котором проходили различные атлетические состязания. Стадион построил в 80 году н.э. император Тит Флавий (Titus Flavius Domitianus), как подарок римлянам.
Античный стадион представлял из себя богато украшенное снаружи и внутри сооружение размерами 275 на 106 метров и вмещал на своих трибунах 15000 зрителей. Здесь проводились кулачные бои, метания дисков и соревнования по бегу. Вокруг стадиона располагались аркады, в которых обосновались торговцы, и многочисленные развлекательные заведения, включая публичные дома. После падения Рима стадион разрушили, арена постепенно превратилась в площадь, бывшие трибуны застроили жилыми домами. Рынок на площади Навона располагался до 1869 года, когда о стадионе уже осталось лишь воспоминание. На площади стали проводить религиозные праздники и шествия. В последние годы площадь Навона стала местом проведения рождественской ярмарки «Befana di piazza Navona».
Место всегда было очень популярно у римлян, сюда приходили просто провести время, пообщаться с друзьями. И по сей день это так. На площади Навона помимо многочисленных туристов с фотоаппаратами можно и сейчас увидеть местных жителей, пришедших просто посидеть с друзьями, поесть мороженого. Пока владельцы общаются, собаки отдыхают. :)
Стадион Домициана имел второе название — арена Агонов (от древнегреческого слова «ἀγών», означавшего «состязание»). Позже название изменилось на «campus agonis», а в Средние века трансформировалось в «n’agone». В конечном итоге римляне упростили название площади до «Navona».
То, что мы видим сегодня, создавалось в XVII веке, когда господствовал стиль барокко. Пьяцца Навона считается одним из лучших образцов барочного искусства в Риме. Спасибо за эту красоту надо сказать семейству Памфили (Pamphilj).
На площади Навона стоят две церкви. Первой появилась церковь Святой Агнессы (Sant Agnese in Agone), в 1652 году ее возвели по архитектурному проекту Франческо Борромини (Francesco Borromini).
Сант-Аньезе-ин-Агоне – изящная белоснежная базилика в барочном стиле, посвященная Святой мученице Агнессе. Это одна из самых почитаемых у католиков Святых, ее история считается одной из самых невероятных. Голова Святой Агнессы хранится в церкви в качестве почитаемой реликвии.
Святая Агнесса тайно приняла христианство и дала обет безбрачия, решив стать монахиней, но один из влиятельных римских чиновников Семпроний влюбился в красавицу. Получив решительный отказ, он велел бросить Агнессу в заточение, где быстро выяснилось, что она христианка. После отказа вновь вернуться к поклонению языческим богам Агнесу абсолютно нагой отправили в публичный дом, где и начались чудеса. Внезапно отросшие волосы прикрыли наготу красавицы, а спустившиеся с небес ангелы прикрыли ее белоснежным покрывалом. В борделе Агнесой не смог овладеть ни один мужчина, все они теряли при ней свою мужскую силу. Не смог ничего сделать и тот чиновник. Более того, подойдя к ней, он упал замертво. По просьбам его близких девушка помолилась, и он вновь ожил, но Агнесу за такие чудеса признали колдуньей. Попытка сжечь колдунью на костре не удалась, огонь постоянно гас. Тогда римский солдат положил конец этой истории, заколов Агнесу ножом.
Церковь Святой Агнессы построена на руинах публичного дома, где по преданию, происходили описанные события. Храм закрыт по понедельникам, нас угораздило побывать на площади Навона именно в этот день недели. Ну, значит, вернемся в Рим опять. Вот тогда и напишу подробней об этой роскошной базилике.
К церкви Святой Агнесы слева примыкает элегантный семейный папский дворец палаццо Памфили (Palazzo Pamphilj). Сегодня в здании дворца размещается посольство Бразилии, входа туда нет, увидеть прекрасные фрески могут только избранные.
Базилика Санта-Мария-дель-Сакро-Куоре (Nostra Signora del Sacro Cuore) стоит на северной стороне пьяцца Навона. Ее скромный фасад значительно проигрывает церкви Святой Агнесы. Храм был возведен на руинах стадиона Домициана в XII столетии и посвящен Деве Марие. С XVI по XVII века эта базилика имела статус национальной испанской церкви в Риме, так как деньги на строительство храма были завещаны королем Фердинандом III Кастильским (Ferdinand III). Изначально вход в церковь располагался с другой стороны. Во время реставрационных работ в XIX веке Папа Лев XIII повелел перенести главный вход в храм на площадь Навона.
Пьяцца Навона в Риме украшена тремя роскошными барочными фонтанами. В центре находится фонтан Четырех рек (Fontana dei Quattro Fiumi), в котором плещутся воды древнеримского акведука. Этот фонтан в 1648-51 годах соорудил Лоренцо Бернини (Lorenzo Bernini).
Изначально в центре площади был установлена только 16-метровая имитация древнеегипетского обелиска. Бернини дополнил обелиск статуями речных божеств, покровительствующих Нилу, Дунаю, Гангу и Ла-Плате.
На севере площади Навона располагается Фонтан Нептуна (Fontana del Nettuno). Его в 1574 году построил мастер Джакомо дела Порта (Giacomo della Porta).
Первоначальное фонтан был достаточно скромен, но в конце XIX века простой каменный бассейн, наполненный водой, был богато декорирован. Антонио делла Бита (Antonio della Bitta) создал мощную статую бога морей, разящего своим трезубцем осьминога.
В южной части пьяцца Навона находится Фонтан Мавра (Fontana del Moro). Этот фонтан появился в 1576 году по проекту архитектора Джакомо дела Порта.
Изначально в нем было только четыре каменных тритона. Однако, в 1654 году Бернини по заказу Олимпии Майдалькини дополнил фонтан фигурой Мавра, состязающегося с дельфином. Фонтаном Олимпия, приходившаяся свояченицей Папе Иннокентию X, любовалась из подаренного ей дворца Памфили.
Фонтан Мавра располагается также рядом с дворцом Браски (Palazzo Braschi), который появился тут в 1792 году. Дворец построил близкий родственник папы Пия V по проекту Козимо Морелли (Cosimo Morelli). Отделочные работы долгое время не заканчивались, семья Браски за это время успела утратить свои права на палаццо. Правительство Италии долго не могло найти применения роскошной постройке, после Второй Мировой войны здание использовали в качестве убежища для 300 итальянских семей. В 1952 году дворец отреставрировали, и он получил статус музея Рима.
На площади Навона можно еще один музей — музей гладиаторов. Входной билет стоит 10 евро. Очереди желающих посетить музей мы не увидели, но реклама музея обещает интересную экспозицию. Может быть, в следующий раз заглянем и сюда.
У итальянского пейзажиста 18 века Антонио Джоли (Antonio Joli) есть картина, изображающая наводнение на площади Навона. Подробностей тех событий мне обнаружить пока не удалось. Возможно, искать стоит в исследованиях сторонников нетрадиционной (секретной) истории, утверждающих, что примерно в это время наша Планета переживала очередной потоп…