Рим. Церковь Сан Луиджи деи Франчези
Сан Луиджи деи Франчези (San Luigi dei Francesi) — титулярная церковь в Риме, расположенная неподалеку от Пьяцца Навона.
Церковь Святого Людовика Французского была построена при содействии французских мастеров и посвящена королю Франции Людовику IX (1226-1270), руководившему 7 и 8 крестовыми походами. Впоследствии Людовик IX, погибший в Тунисе при попытке обратить местного султана в христианство, был канонизирован, став первым Святым среди французских королей.
Роскошную церковь начали строить в 1518 году на месте ранее расположенной здесь скромной Ротонды Святой Марии по заказу и на деньги Кардинала Джулио Медичи, который впоследствие стал Папой Римским под именем Климент VII. Для создания проекта был приглашен зодчий Джакомо делла Порта. Руководил работами другой великий архитектор Доменико Фонтана. В финансировании строительства принимала участие королева Франции Екатерины Медичи, так как новая церковь должна была стать центром духовной жизни французской диаспоры в Риме. Освящение храма состоялось 8 октября 1589 года.
Фасад церкви выполнен из белого мрамора и травертина. На фасаде установлены мраморный герб Франции и геральдический символ французской королевской власти — саламандра.
Церковь Сан Луиджи деи Франчези имеет три входных портала. На первом и втором ярусах расположены по две ниши со статуями. Скульптуры на первом ярусе изображают императора Карла Великого и короля Франции Людовика IX Святого, а на втором — Святых Клотильду Бургундскую и Жанну Французскую. Таким образом французская диаспора представляла в столице Италии Францию посредством своих исторических персонажей и Святых Христианской Церкви.
Вход в церковь Сан Луиджи деи Франчези охраняют вооруженные карабинеры, так как в храме хранятся бесценные шедевры — три картины Караваджо, выполненные в 1599-1602 годах для капеллы Контарелли. Картины никогда не покидают своего места в церкви и не экспонируются в других местах.
Базилика Сан Луиджи деи Франчези является настоящей жемчужиной искусства стиля барокко в Риме.
Интерьер храма разделен на три нефа с пятью капеллами с каждой стороны.
Фрески для церкви Сан Луиджи деи Франчези в разные годы создали Чарльз Джозеф Натуар, Франческо Бассано и Доменикино.
Во второй капелле правого нефа находятся фрески Доменикино со сценами из жизни и мученичества Святой Чечилии.
На фото: на своде капеллы фреска в центре изображает триумф Святой Чечилии на небесах. Фреска справа показывает, как Святая Чечилия и ее жених Валентин получают от Ангела небесного венок с цветами. На правой стене капеллы изображено, как Святая Чечилия раздает свои вещи бедным и нищим.
Но в центре внимания всех посетителей храма находятся живописные полотна Караваджо, выставленные в капелле Контарелли. Это пятая капелла левого нефа. Полотна изображают сцены из жизни Святого Матфея: «Призвание Апостола Матфея», «Мученичество Святого Матфея» и «Матфей и ангел».
Капелла находится в довольно темном углу церкви. Желающие осветить картины могут бросить монетку 1 или 2 евро в прорезь специального автомата.
Капелла в честь евангелиста Матфея была создана по завещанию богатого строительного подрядчика Маттео Кантарелли. Тематика росписей и их количество были строго оговорены завещателем. В 1593 году контракт на эту работу был подписан с известным римским художником Чезари д’Арпино. Однако, художник, заваленный заказами, работал очень медленно и к 1599 году выполнил лишь роспись свода капеллы. Французский посол Филипп де Бетюн был крайне недоволен, опасаясь, что к юбилейному году работа не будет закончена. Контракт с д’Арпино был разорван. Работу предложили выполнить его сопернику Караваджо, для которого это была первая большая работа, предназначенная не для частных заказчиков. Караваджо отказался от фресковой живописи, заказ был выполнен маслом на больших холстах.
На центральной стене капеллы находится картина «Святой Матфей и ангел».
Первый вариант картины, созданный художником, духовенство сочло несоответствующим канонам. Апостол Матфей по их мнению был изображен грубым неграмотным простолюдином. Однако, картину немедленно приобрел банкир и коллекционер Винченцо Джустиниани. Полотно было утрачено в 1945 году в Берлине во время штурма города.
Вторая версия картины, законченная к 1602 году, духовенству понравилась больше. Размеры образа по просьбе заказчиков были увеличены по сравнению с первым вариантом. Первоначально предполагалось, что картина Караваджо займет место несколько выше двух других полотен капеллы, над скульптурой Святого Матфея. Но скульптура так и не была создана, поэтому сейчас все три полотна находятся на одном уровне.
На правой стене капеллы Кантарелли располагается картина «Мученичество Святого Матфея».
Это самая драматичная картина из триптиха была создана первой и переписывалась художником три раза. По данным рентгенограммы, первоначально действующих лиц было всего трое. Сейчас мы видим на полотне тринадцать персонажей.
«Мученичество Святого Матфея» — одна из первых сложных многофигурных композиций Караваджо и его первая работа для широкой публики. Картина вызвала сенсацию и принесла художнику огромную славу. На полотне изображен Святой, лажещий на ступенях храма. Наемный убийца, посланный царем Эфиопии Хиртукасом, заносит кинжал над Святым Матфеем. Ангел с небес протягивает Святому ветку пальмы — символ мученичества. Люди вокруг в ужасе разбегаются. Мужчине с бородой и усами слева за фигурой наемного убийцы Караваджо придал черты собственного лица.
В этой картине художник использовал прием, который далее будет прослеживаться во всех его работах. Освещены только тела важных персонажей на картине, а фон весь темный.
На левой стене капеллы находится полотно «Призвание Апостола Матфея», написанное в 1599 году. Достаточно редко встречающийся в изобразительном искусстве евангельский сюжет о призвании Матфея. Согласно Евангелию, Иисус увидел мытаря Левия (Матфея) у ворот Капернаума и призвал его на апостольское служение.
Караваджо трактовал сюжет как сцену из современной жизни, как бы подчеркивая, что этот момент мог произойти в любое время в любую эпоху. За столом мытарь ведет подсчет дневной выручки, ему помогает старик в очках. Молодые охранники, одетые по последней моде, повернули головы в сторону пришедших людей. Только мытарь понимает, что перед ним сам Иисус и Апостол Петр. Спаситель направляет перст на Матфея, сообщая ему о том, что он избран. Мытарь изумленно указывает на себя, ожидая подтверждения.
Поток света, падающий с той стороны, где стоит Иисус, символизирует свет веры, ворвавшийся в суетный, тщеславный мир Левия.
В Сан Луиджи деи Франчези расположены гробницы высших прелатов и членов французской общины Рима. Здесь покоятся Франсуа Иоаким Пьер де Берни (кардинал, министр короля Франции Людовика XV, французский посол в Риме), известный исследователь и живописец Клод Лоррен, скульптор Пьер Легро и экономист Фредерик Бастиа. Французский писатель и дипломат Франсуа Рене де Шатобриан похоронил в стенах церкви свою возлюбленную Полину де Бомон.
Церковь Святого Людовика Французского является титулярной церковью, кардиналом-священником с титулом церкви Святого Людовика Французского с 24 ноября 2007 года является французский кардинал Андре Вен-Труа.
Адрес церкви Святого Людовика Французского в Риме:
Via del Salvatore, 2.
Церковь открыта для свободного посещения каждый день с 10.00 до 12.00 и с 15.00 до 19.00. Закрыта в четверг во второй половине дня. Также церковь закрыта для посещения туристами во время месс, которые проводятся с понедельника по пятницу в 19.30, по субботам в 12.30, в праздничные дни в 10.30.